Принят Конференцией
Российской библиотечной ассоциации,
XVI Ежегодная сессия,
26 мая 2011 г., город Тюмень.
ПРЕАМБУЛА
Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной
деятельности российского библиотекаря.
Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:
– библиотека является необходимым и важнейшим учреждением,
выполняющим информационную, образовательную, культурную, досуговую
и другие функции, отвечающие потребностям личности и общества в целом;
– распространение знаний и информации является важным условием
общественного развития, модернизации и процветания России, способствует
социальной стабильности и справедливости;
– библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и
распространения культурного достояния, духовных традиций, всего
многообразия национальных культур и языков народов Российской
Федерации и других стран;
– гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии;
– общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве
социальной ответственности.
В ОТНОШЕНИЯХ С ОБЩЕСТВОМ БИБЛИОТЕКАРЬ
– руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами или
предпочтениями политических, экономических, религиозных и других
организаций;
– противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при
обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному
наследию;
– соблюдает установленные законом меры по предотвращению
использования информации в целях насилия, распространения расовой и
религиозной ненависти, национальной, политической и другой
дискриминации;
– способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых
и культурных групп, представленных в обществе;
– стремится к развитию партнерских отношений с органами власти,
общественными организациями и различными учреждениями в целях
содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости.
В ОТНОШЕНИЯХ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ БИБЛИОТЕКАРЬ
– уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям,
реальным и потенциальным;
– обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень
культуры общения;
– обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации
и знаний, в том числе посредством современных информационнокоммуникационных технологий;
– обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и
инициирует участие пользователя в культурной жизни общества;
– обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное
обслуживание, вне зависимости от их пола, расы, национальности,
имущественного или должностного положения, политических или
религиозных убеждений, состояния физического здоровья;
– способствует социализации личности, формированию гражданского
сознания;
– содействует развитию информационной культуры личности;
– пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и
духовного развития личности, способствует формированию и развитию
культуры чтения;
– содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователейдетей и юношей;
– не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает
опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу;
– защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность
сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом
чувством социальной ответственности.
В ОТНОШЕНИЯХ С КОЛЛЕГАМИ БИБЛИОТЕКАРЬ
– проявляет доброжелательность, уважение и честность;
– участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует
ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи;
– способствует профессиональному становлению молодых кадров;
– соблюдает принцип конфиденциальности личной информации;
– стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными
качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;
– результаты сторонней интеллектуальной деятельности использует
добросовестно, не допуская плагиата.
ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ БИБЛИОТЕКАРЬ
– стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации,
культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения
своей социальной миссии и профессионального долга;
– прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и
признанию ее перспективной роли в информационном обществе;
– заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования
позитивного имиджа профессии;
– в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной
материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег,
книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг;
– не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной
профессии, заботится о ее высоком общественном признании.
СОБЛЮДЕНИЕ КОДЕКСА
Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и
профессиональной ответственности каждого российского библиотекаря.
РБА проводит работу по пропаганде Кодекса среди библиотекарей.
Совет РБА рассматривает случаи нарушения Кодекса, которые нанесли
серьезный ущерб престижу библиотечной профессии.
Кодекс этики российского библиотекаря - скачать